Психолого-педагогическая служба
Школьный педагог-психолог
1-4 классы Перова Юлия Александровна
5-11 классы Подшивалова Екатерина Владимировна
В связи с усилением влияния психологических факторов в период изоляции, пролонгированных каникул и дистанционного обучения может возникнуть дополнительная необходимость в получении психологической помощи, в том числе экстренной, в связи с чем в Липецкой области функционирует единая информационная система для передачи случаев, требующих, в том числе, психологической помощи:
8-800-2000-122 — детский телефон доверия федеральная линия, которая в Липецкой области находится в трёх центрах: ОКУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям»; Г(О)БУ ППМСП-центр; Г(О)БУ. Центр «СемьЯ».
8-900-988-40-75; 8(4742)35-20-04 — диспетчерская Региональной ресурсной службы по оказанию психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения, развития, воспитания детей от рождения до 18 лет на территории Липецкой области.
8-800-450-48-48 — горячая линия по вопросам профилактики распространения коронавирусной инфекции на базе единой диспетчерской службы Липецкой области, к которой присоединились педагоги-психологи Г(О)БУ Центра «СемьЯ»
Тревожность у детей — как помочь справиться
Беспокойство, стресс, тревога становятся настоящим бедствием современного общества. К сожалению, им подвержены не только взрослые, но и дети, причем, с самого раннего возраста — как только начинают все понимать. Обилие пугающей информации со всех сторон — из телевизора, от родителей и окружающих, заставляют ребенка беспокоиться о себе, своих родных, о мире.
Не отрицайте наличие тревожности.
Ребенок не умеет скрывать страхи, беспокойство и тревогу — чуткие родители сразу заметят изменения в поведении. Успокаивать словами, что все нормально, нет смысла, это может иметь обратный эффект. Надо откровенно поговорить с малышом, объяснить, что так бывает и попросить его поделиться своими мыслями, эмоциями, переживаниями. Такое участие взрослых поможет ему разобраться в своих чувствах.
Выслушайте ребенка
Депрессивное настроение часто у ребенка сопровождается тревогой, боязливостью — он не знает, чего ждать в будущем. Очень важно, чтобы малыш имел возможность выговориться и получить поддержку. Но многие дети с повышенной тревожностью замыкаются в себе. В этом случае не надо заставлять, просто покажите, что вы постоянно рядом и если ему захочется поделиться своими переживаниями — вы обязательно выслушаете.
Отвлекайте ребенка
Дети чутко реагируют на желание родителей помочь ему. Один из верных способов снятие тревоги и беспокойства у детей — отвлечение любимым занятием. Поиграйте в смешную игру, почитайте книжку, которую раньше читали, придумайте какой-то семейный ритуал — такие действия покажут, что все хорошо и стабильно, нет оснований для переживания.
Обязательно гуляйте
Даже карантин не повод сидеть взаперти и не видеть солнца, не дышать свежим воздухом. Каждый день выходите на прогулку, но держитесь подальше от скопления людей, не пускайте малыша самого. Так и ваша тревога за безопасность и здоровье ребенка уменьшится, что благотворно скажется на его ощущениях.
Соблюдайте режим
Привычный распорядок — фактор стабильности, нельзя менять режим из-за тревожности — она еще больше усилится. Ребенок должен хорошо высыпаться, кушать, двигаться, это уменьшает стресс.
Не перегружайте
Некоторые родители думают, что если они будут занимать время ребенка различными занятиями, то у него не будет времени на переживания. И начинают водить его на кружки, секции, в музыкальную школу. В состоянии стресса это имеет обратный эффект и часто загоняет неокрепшую психику в самую настоящую депрессию. Лучше наоборот, дать побыть малышу одному, подумать, поговорить с ним откровенно, а контакты с посторонними сократить до минимума.
Поменьше включайте новости
Бесконечная информация о стихийных бедствия, терроризме, умирающих людях — сегодня главная причина, загоняющая взрослых и детей в состояние беспокойства. Поверьте, если вы не посмотрите новости, в мире ничего не изменится, зато вы и ваши дети будут чувствовать себя гораздо лучше. Не обсуждайте при ребенке пугающие события — ваша задача максимально оградить его спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Умерьте свои страхи
Даже если вас гложет тревога и беспокойство за ребенка, лучший способ, как справиться — перестать тревожиться и показать всем, что все хорошо. Психологи советуют: выключите телевизор, а включите приятную музыку, начните домашние занятия йогой, научитесь вязать или вышивать сами и подключите детей к этому успокаивающему занятию. Заведите кошку — это отличный способ релаксации для детей, отвлекающий от грустных мыслей. Чем спокойнее будут мама и папа, тем увереннее станет ребенок.
Техники для снятия приступов тревоги
Вот еще несколько приемов, позволяющих уменьшить тревожность:
1. Написать о том, что беспокоит, на листе бумаги, потом его сжечь или порвать, можно скомкать и выкинуть в реку.
2. Старшему ребенку предложите вести «дневник беспокойства». Пусть каждый день записывает свои страхи, в потом, например, по воскресеньям, перечитывает свои записи. Скоро он сам пойдет, что они безосновательные и бессмысленные.
3. Поиграйте в психотерапию. Пусть малыш выберет игрушку, которая будет его выслушивать, без присутствия взрослых. Выговорившись, дети сразу успокаиваются.
4. «Сломайте» телевизор — что-то там вытащите, чтобы он не включался.
5. Каждый день делайте успокоительную ванну с ароматными травами.
Ассоциацией детских психологов и специальных педагогов разработаны информационно-методические буклеты для использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Информационные материалы размещены на сайте ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей».
КОГДА РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ БИТЬ ТРЕВОГУ?
Ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает полное безразличие по этому поводу.
Если ребенок тревожный, замкнутый, а на его теле можно обнаружить синяки и следы от щипков.
Обычно разговорчивый в семье, ребенок замолкает, когда речь заходит о классе, школьных друзьях или школьной жизни.
Общение с закадычным другом во дворе, который моложе его на два-три года, доставляет ему колоссальную радость. Но со сверстниками он отказывается общаться даже в гостях.
Домашний телефон молчит. Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять и не приглашает в гости.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Приучайте ребенка находить в себе силы делиться всем, что в вашем понятии совершенно неделимо. А для этого никогда не говорите: «Не отдавай никому свою конфетку, а то до обеда останешься голодным». Просто дайте ему лишнюю – пусть поделиться (или уж не давайте ничего). Положите ему в пенал лишнюю ручку, объясните – вдруг кто-то забудет свою, ты ему поможешь. Доброта детям запоминается больше в мелочах.
Не надо сплетничать при ребенке и осуждать при нем его товарищей, учителей и знакомых. Старайтесь больше рассказывать ему о каждом из них что-нибудь хорошее, оправдывайте недостатки. Так вы научите ребенка быть душевным.
Не будьте равнодушны. Подкормите вместе дворовую собаку или синичку за окном, погладьте по голове чужого малыша, плачущего в песочнице. Вы научите ребенка сочувствовать чужому горю, не смеяться над неудачами других – и он станет сердечным.
Веселость – это не признак легкомыслия. Не заставляйте детей быть слишком серьезными – пусть учатся смотреть на мир с юмором! А чтобы развить этот дар – есть веселые стихи, смешные песни, забавные мультфильмы и детские анекдоты.
Берегите нервную систему ребенка, она так уязвима! Сбросив на него свои отрицательные эмоции, вы успокаиваетесь. А ребенок, придя в школу, накопленные отрицательные заряды разряжает на других – и от «спокойности» не остается ни следа. Контролируйте свои эмоции – тогда ребенок научиться контролировать свои.