школьная форма в современной России
Перестройка изменила отношение к школьной форме. Ее стали считать одним из средств подавления индивидуальности, которое мешает гармоничному развитию личности. В результате от обязательной для всех школьной формы отказались, и какое-то время она в российских школах отсутствовала вообще. Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. «Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу «в чем попало».
Однако школьная форма вновь стала возвращаться - только теперь уже на уровне отдельных школ, как своеобразная корпоративная одежда, которая служит знаком отличия учеников данной школы от всех остальных.
С другой стороны, все чаще раздаются голоса, призывающие сделать школьную форму обязательной для всех школ страны. Аргументы «за» и «против» такого шага приводятся самые разнообразные, и мы рассмотрим лишь наиболее существенные из них.
В России после чехарды со школьными нарядами форма медленно, но верно начинает возвращаться. И хотя на государственном уровне положение об обязательной школьной форме не принято, многие школы или вводят определенную форму, или требуют от учеников одеваться в едином стиле. Свобода стилей в школе просто стала раздражать директоров, учителей и даже родителей: одни одеваются на рынке, другие – в фирменных бутиках. Девочки носят мини-юбки и брюки на бедрах, из-под которых непременно видна полоска от трусов, мальчики ходят с развязанными шнурками на кроссовках. Учителя возмущаются: как можно учиться в такой одежде? «Когда девочки приходят в школу в коротких юбках, майках с открытым животом и выходят к доске, мальчики перестают думать об учебе, ведут себя безобразно и срывают уроки», – посетовал учитель одной из московских школ.
Несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Когда одни ученики одеты в костюмы из дорогих бутиков или пошитые в элитных ателье, а другие - в одежду из магазинов Second Hand, разница в доходах их семей оказывается весьма заметна. С другой стороны, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и так далее и тому подобное. И… Порой детям достаточно открыть свои пеналы, чтобы почувствовать, кто из них «круче». К тому же форма форме рознь. Один и тот же костюм можно купить на рынке за 500 рублей, а можно привезти из-за границы, где его сошьют на заказ из самой лучшей ткани. В одной из московских школ, где английская форма взята за образец, так и происходит: одни шьют в соседнем ателье, а другие – привозят из Лондона. Разница видна, как говорится, невооруженным глазом.
Дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус. К тому же большую часть жизни дети и подростки проводят вне школы, и тут они в любом случае носят свою обычную одежду, а не единую форму.
Второй плюс школьной формы - это ее дисциплинирующее воздействие. Какой бы дизайн не придумали модельеры ателье для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия - изучения школьной программы.
Действительно, в школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для борьбы с расхристанностью отдельных учеников или вызывающим поведением некоторых старшеклассниц, которые ходят на уроки в чересчур откровенных нарядах. И в обязательном для всех уставе школы или Правилах поведения учеников довольно трудно сформулировать ограничения, позволяющие избежать таких эксцессов. А школьная форма, пошитая на заказ в ателье, решает эту проблему очень просто.
Наконец, важнейший плюс школьной формы состоит в том, что она, как и всякая корпоративная одежда, способствует сплочению коллектива.
Однако минусы школьной формы не менее весомы. И первый из них - это подавление индивидуальности. Для детей и подростков невозможность выразить себя в одежде может быть довольно чувствительным стрессом, мешающим полноценному и гармоничному развитию личности.
«-Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие» – считает модельер Вячеслав Зайцев.
Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго.